"Татьяна" обнаружила на орбите "кота в мешке"

Микроспутник МГУ "Татьяна-2" озадачил российских ученых. Он обнаружил на околоземной орбите загадочные явления, наблюдаемые в ультрафиолетовых и красных лучах и назывемые спрайтами, эльфами и голубыми струями.

Гигантские всплески в верхних слоях атмосферы "Татьяна-2" наблюдала даже над безоблачными регионами планеты, что заставило ученых теряться в догадках и придти к выводу о более сложном, чем считалось,  характере  процессов в верхних слоях атмосферы, -констатирует директор Научно-исследовательского института ядерной физики (НИИЯФ) им. Скобельцына МГУ Михаил Панасюк.

"Молнии", обнаруженные "Татьяной", отличаются от грозовых тем, что это разряды очень высокой энергии, бьющие не в землю, а вверх, в ионосферу. И если обычные молнии имеют протяженность до двух километров (от облака до земли), то "татьянины" – от 40 до 100 километров. А в поперечнике спрайты, эльфы и голубые струи достигают 100 километров, в то время, как грозовые молнии – это тонкие жгуты, поясняет младший научный сотрудник МГУ Павел Климов.

Многочисленных "котов в мешке" "Татьяна" обнаружила над европейской частью России, в Латинской Америке и над Австралией. Однако их почему-то нет над Сибирью, пустынями и океанами.

Неизученные и непредсказуемые атмосферные явления в первую очередь угрожают авиации, так как  формируются на 10-километровой высоте, освоенной самолетами.

Рассмотреть их ученые планируют с помощью более совершенной аппаратуры,  установленной на следующем университетском спутнике – "Ломоносов". Его запуск планируется на весну 2012-го. За ближайшие два года исследованиями верхних слоев атмосферы займется целая группировка спутников, заявил Михаил Панасюк.