Премьер-УчФильм
8 (4912) 99-06-69
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Видео-пособия

Учебные тренажеры

Как оплатить

Рассылка

МЧС

Северная Осетия: последнее восхождение с Игорем Садомским

В последний день июля мы сообщили о  трагической гибели в горах на границе Северной Осетии и Кабардино-Балкарии подполковника милиции из Рязани Игоря Садомского. Он сорвался и пропал во время подъема на перевал Шести со стороны восточной части ледника Рцывашки. До последнего была надежда найти Игоря живым, потому что он был такой человек, который используют малейшие шансы, чтобы выжить. Но, видимо, этих шансов у него не было. Его тело обнаружили 1 августа.

В этой экспедиции был молодой альпинист из Рязани, студент радиоуниверситета и наш спецкорр  Ярослав  Кокорев. Мы предлагаем вашему вниманию его путевые заметки.

И чего мне дома не сиделось? Этот вопрос периодически всплывал в моей голове, пока я шел вверх. Я сразу же обрасывал его и вспоминал слова из песни Высоцкого - «Кто здесь не бывал, кто не рисковал, тот сам мебя не испытал...». Был уже третий день похода, мы лезли по снежнику на наш первый перевал Солдат. Перевальный взлёт у Солдата был примерно метров 700. Очень уставали ноги, с набором высоты я начинал немного ощущать нехватку кислорода. Но когда я поднялся на перевал, отдышался и осмотрелся вокруг, то увидел такую картину.. Описать ее словами невозможно. Таких слов нет!

Ради этого мгновения стоило 23 июля в полночь придти с ребятами Рязань-2. Настроение было веселым, несмотря на тяжелые рюкзаки, мы довольно бодро шагали к вокзалу, обсуждая предстоящий поход. На перроне мы встретились с другими группами из нашего клуба, и все вместе сели в поезд Москва-Владикавказ. Оказалось, что мы заняли почти весь плацкартный вагон! Другие пассажиры с интересом разглядывали нас и нашу экипировку.

Во Владикавказ мы прибыли 25 июля, утром. Оттуда на маршрутках выдвинулись к месту нашего старта – в альплагерь Таймази. Первые три дня мы потратили на переход к перевалу Солдат. Подъём на него был труден. Но после того, как мы взяли его, вся усталость просто испарилась! Горные цепи, ущелья и долины раскинулись перед нами. Снежные вершины, зелёные плато, каменистые склоны…  Наблюдая все это с огромной высоты, мы долго восхищались. Затем нас ждал спуск с Солдата и переход до следующего перевала – Рцывашки. На этот переход мы потратили два дня. Подошли под перевал, и провели ночевку на леднике, а на следующее утро взяли перевал Рцывашки. Через этот перевал нас вёл Игорь Садомский, один из наших руководителей, который вел также другую группу.

Спустившись с перевала, мы двинулись в долину реки Рцывашки к перевалу Дышь, а Игорь остался дожидаться свою группу. На следующий день, 31 июля, он трагически погиб на перевале Шести... За 20 лет это был первый смертельный случай.

В этот день мы подошли под перевал Дышь и решили сразу его взять. С большими усилиями нам это удалось, но на вершине перевала девушке в группе стало очень плохо, и мы не смогли спуститься, нам пришлось сделать так называемую аварийную остановку. На вершине не было воды, и у всех членов группы закончились личные запасы. Ситуация была близка к критической – вода была необходима в первую очередь для того, чтобы привести в чувство альпинистку. Да и ночевать без воды на перевале было бы очень тяжело. Тогда я и Стас решили спуститься обратно на то плато, с которого мы поднялись, чтобы набрать воды.

Время было уже позднее, и солнце почти зашло за горы. Разгрузив два рюкзака, мы собрали все бутылки, какие у нас были, и начали спуск. Когда мы спустились, то была уже кромешная тьма. Нас спасали наши налобные фонарики. Мы спустились к месту стоянки другой группы, которая решила сегодня не брать этот перевал. Доложив им о состоянии группы и набрав воды, мы начали подъём обратно на перевал. Поднялись мы на него почти в 12 ночи. К счастью, подъём обошелся без происшествий. Вся группа очень обрадовалась принесенной нами воде.

На следующее утро мы спустились с перевала и тут же встретили двух егерей, которые еще ночью заметили нас на перевале, когда мы светили себе фонариками. К тому моменту группа была изрядно уставшей, одна девушка-альпинистка сломала руку на спуске с перевала, у другой рука была разодрана камнем. К тому же, как оказалось, у нас не было пропусков в Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник, в который мы попали через перевал Солдат.

По совокупности этих факторов нам пришлось сняться с маршрута и уйти в село Верхняя Балкария. Там мы и узнали, что Игорь погиб... Единственным свидетелем оказалась его дочь Настя, которая тоже участвовала в походе. Ее отец был настоящим альпинистом. Только одна группа, не знавшая о его гибели, прошла маршрут до конца.

Всем, с кем Игорь Садомский ходил в горы, хочется, чтобы табличка с его именем была на покоренной высоте. Он достоин этого, потому что был отважным человеком и настоящим другом и наставником.

На перевале. Рабочий момент.

Последний снимок Игоря Садомского.